Обучение по Сесиль Лупан - это процесс, при помощи которого
ребенок приобретает новые знания. Основная идея методики Сесиль
Лупан заключается в следующем: дети требуют не внимания-опеки, а
внимания-интереса. На искренний интерес способны только
родители. Кроме того, для малышей они самые лучшие педагоги.
Вначале своей деятельности Лупан приняла за основу методику
Глена Домана. Впоследствии она от нее отошла: у Домана все
расписано четко по возрастам, чувствуются среднестатистические
расчеты возможностей и в соответствии с этим предлагаются
знания. У Лупан же знания предлагаются по возникновению
интереса, с учетом склонностей детей. Сесиль более тонко, более
индивидуально подбирает методы. В то же время мама-педагог
уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию
новорожденных по методике Клэр Тиммерманс. Она составила целые
программы по обучению истории, географии, истории искусств и
рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и
дошкольников.
Сесиль Лупан утверждает, что ребенку не нужна обязательная
ежедневная программа занятий: каждый день занимаясь всем
понемногу, жизнь крохи превращается в каторгу, а желание узнать
больше и больше сходит на нет. Лупан считает, что наиболее
подходящим базовым временным периодом для занятий является
неделя. Для этого имеет смысл составить расписание занятий,
которые вы хотели бы проводить с ребенком. Такая программа будет
служить определенным эталоном, которого, разумеется, вы не
всегда будете придерживаться: кому как не родителям доподлинно
известно, что жизнь с крохой - это сплошные непредвиденные
обстоятельства. Так, если в течение одной недели вы что-нибудь
из задуманного не выполните, то у вас всегда будет возможность
сделать это в следующую для занятий неделю. Не старайтесь
добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что вы
обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с
максимальной пользой». Если вы постоянно будете думать о том,
что необходимо с ребенком заняться чем-то развивающим, то это
может плохо отразиться на ваших с ним отношениях. Поймите и
примите тот факт, что моменты молчания или расслабления не менее
благоприятны для общения и единения, чем периоды напряженного
внимания и совместных научных открытий. Занятия стоит проводить
таким образом, чтобы, не тратя времени на подготовку, иметь
возможность проводить «урок» в любых условиях. По мнению Лупан,
гораздо эффективнее ежедневных «занятий» различные знания,
полученная в повседневной жизни информация. Уроком для ребенка
будет просто то время, когда он систематизирует полученные
знания или использует их на практике. Если малыш утратил интерес
к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и не
движется вперед, прекратите уроки на несколько недель или даже
месяцев. В этом нет ничего страшного: нужно время, чтобы знания
отстоялись, считает Лупан. А когда вы после перерыва возобновите
занятия, то сами увидите, какие успехи начнет делать ваш
ребенок. Сесиль Лупан не дает конкретных рекомендаций, когда,
как и чему учить ребенка. Ее советы следует рассматривать как
подсказки, которые должны активизировать ваше воображение.
Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают
о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо
тренировать, но еще сердце и душа. Порой на них в погоне за
знаниями просто не остается времени. Остановитесь и оглянитесь.
Помимо объема информации важно, в какой атмосфере проходят
занятия. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживайте
стремление ребенка к творчеству, а в случае неудач сочувствуйте
и ни в коем случае не высказывайтесь неодобрительно о творческих
попытках малыша.
И еще один важный момент: наша сумасшедшая жизнь, суета и
бешеный ритм провоцируют желание отмахнуться от любознательного
крохи, постарайтесь не отбить у ребенка естественное желание
задавать вопросы. Как бы ни были вы заняты, найдите время и
постарайтесь терпеливо и доброжелательно ответить на них. У
ребенка не должно возникнуть ощущение, будто вам надоели его
«почему» и «отчего». Напротив, всем своим поведением следует
показывать, что вам нравится его стремление познать мир. Кроме
того, необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и
позволять ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека
может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь
станет восприниматься как нарушение границ личностного
пространства.
По мнению Лупан, очень важно учить ребенка уважать точку
зрения других, ибо только тогда другие будут уважать и его
мнение. Для этого самим необходимо относиться с пониманием и
терпением к взгляду окружающих, даже если он резко отличается от
вашего. Поэтому внимательно следите за своей речью, не
допускайте слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии
маленького человека. Постарайтесь открыто выражать свои чувства
к ребенку, не бойтись лишний раз приголубить, обнять,
поцеловать. Дети, уверенные в любви родителей, быстрее
развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с
интересом воспринимают окружающий мир. |