Мария Монтессори, разрабатывая свою педагогическую систему,
которая состояла из таких частей как ребенок, окружающая среда и
учитель, попыталась сделать ее идеальной в том смысле, что малыш
должен был развиваться и обучаться сам. Девизом педагогической
системы Монтессори стали такие слова - «помоги мне сделать это
самому». Для этого малышу нужно было создать специальную среду,
где всё бы подчинялось его учению самостоятельности. Таким
образом, он мог бы приобретать жизненный опыт, который
способствовал бы приобретению им навыков и знаний, мог бы
формировать сенсорные и моторные навыки, которые отвечают его
возрасту. При всем этом учитель должен только наблюдать со
стороны, а когда малышу нужна помощь, то учитель может ее
предложить.
Благодаря такому подходу Мария Монтессори смогла создать
метод, который в первую очередь ориентирован на построении
индивидуальности и личности ребенка им самим, а это как ничто
другое способствует развитию его внутреннего потенциала. Работая
и наблюдая за детьми, М. Монтессори смогла выделить для себя две
особенности развития детского психологического уровня: это
возрастная чувствительность (сензитивность) и впитывающее
мышление.
Работая с детьми, Монтессори сделала открытие, благодаря
которому смогла подробнее узнать и понять особенности детского
развития. Открытием стало то, что ребенок имеет совсем иное,
отличающееся от разума взрослого, мышление. Это мышление она
назвала «впитывающим мышлением». Таким образом, мозг малыша
работает на подобии губки, впитывая всю информацию из окружающей
среды, без разбора, так как еще не имеет возможности разделять
ее на «хорошее», «злое», «доброе» и «плохое». Поэтому для
маленького ребенка очень важной является окружающая среда, из
которой малыш мог бы получить все, что необходимо для
нормального развития. Поэтому задачей родителей является
обеспечение своему малышу большого количества сенсорных
впечатлений, образцами хорошего и только положительного
социального поведения, способами рациональной деятельности с
предметами, а также способами эмоционального реагирования.
Несомненно, все эти впечатления сыграют не маленькую роль в
развитии малыша, но кроме них необходимо также создать крохе ту
среду, в которой он мог бы слышать и воспринимать только
правильную речь, что позволит ему в будущем, воспринимать мир, с
положительной стороны создавая только правильные впечатления.
Мария Монтессори огромную роль в своей методике развития
отводила играм. Такие игры включают в себя материалы письма и
чтения, практической жизни, материалы по развитию речи, и,
конечно же, материалы для сенсорного развития. Каждая игра,
которую предлагает педагог с мировым именем, направлена на
развитие мышления малышей. Ведь играя, ребенок учится
воспринимать, а также оценивать форму, количество и объем
предметов. А для того чтобы развить мозг, в своей методике Мария
Монтессори предлагает использовать те игры и игрушки в которых
есть множество мелких деталей, которыми малыш может
манипулировать.
Выделенные Монтессори сензитивные периоды жизни ребенка
являются основными стадиями развития малыша, на которые
взрослые, как бы они ни старались, все равно не смогут повлиять.
Бывает и так что у малыша не было способности развиваться в
соответствии с определенным направлением развития, то в таком
случае он потерял единственный естественный шанс приобрести
какую-то определенную способность. Сензитивные периоды, которые
возникают в жизни каждого ребенка, являются довольно
длительными, а динамика их протекания для каждого ребенка
индивидуальна. Но в основном главные периоды жизни детей
определяются такими промежутками времени: сенсорное развитие
происходит от рождения до 5.5 лет, восприятие порядка - от
рождения до 3 лет, движения и действия развиваются от 1 до 4
лет, развитие речи - от рождения и до 6 лет, а социальные навыки
от 2.5 до 6 лет. |