Бориса Павловича и Лену Андреевну Никитиных многие называют
классиками отечественной педагогики. На примере собственной
многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали,
как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку
превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые
допускают две крайности. Первая - это заорганизованность. То
есть, сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения,
игры. Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это
значит, что общение с малышом сводится только к его
обслуживанию. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего,
труд, естественность, близость природе и творчество. Ребята -
хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему
не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных
и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают
детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по
мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих
способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.
Основные принципы своей методы авторы определяют следующим
образом:
- Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких
специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько
хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.
- Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме:
спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого
раннего детства, становятся для них естественной средой
обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.
- В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у
малышей получается, участие взрослых в детских играх,
соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей.
У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию
ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с
некими собственными замыслами, а создавать условия для
дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание
ребят.
Лена Андреевна и Борис Павлович не ставили себе целью
изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они
заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта,
для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Итак,
условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их
нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо
повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и
прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые
впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к
какой-то области знаний и даже развить определенные способности.
Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к
процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с
тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует
обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит
делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не
решать за него то, что он может решить самостоятельно. В любых
занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не
навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить
ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи - не
упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать
обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые
никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают
ребята, что у них получается.
Дети должны быть готовы воспринимать знания не только
умственно, но и физически. Тело ребенка как бы само по себе
инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не
отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно «идет
навстречу» требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды
чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое
внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что
это действенный способ оградить ребенка от большинства
простудных заболеваний.
Помимо опережающих условий для развития, Никитин разработал
целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая
определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он
погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу
деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто
вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя
в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное
участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя
может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, кроха
выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом
малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность
думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с
заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или
временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг
потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее
на время отложить. Такая методика позволяет ребенку
самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать
новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.
Главное отличие - это многофункциональность игр и
безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и
увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых
от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от
умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно
добиваться цели. Каждая игра - это набор задач, которые ребенок
решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей
конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной
форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии,
чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом,
знакомят его с разными способами передачи информации. Задания
расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько:
от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего
взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение
многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет
ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать
свои творческие способности.
Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры,
следует придерживаться определенных принципов:
- Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и
нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом.
Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё
необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
- Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу
с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать
день, неделю, месяц или даже больше.
Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора
или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то
есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому
проверять точность выполнения задачи. Большинство развивающих
игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям
и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые
игры, то есть, заниматься творческой деятельностью.
Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных - то, что
в них удалось объединить один из основных принципов обучения -
от простого к сложному - с очень важным условием творческой
деятельности - делать всё самостоятельно. |